Стресс в жизни ребенка. Что это и как его избежать?

стресс в жизни ребенка

 

Всем привет!

Сегодня я хочу рассказать вам о стрессе в жизни  ребенка, о том как он влияет на развитие нервной системы  и к чему приводит. Да и вообще, не каждый знает, а что такое стресс для малыша?

Я  постоянно говорю о том, что ребенок грудного возраста-это очень пластичный материал, его здоровье, физическое и психологическое полностью зависит от тех, кто за ним ухаживает. В период младенчества психика ребенка развивается особенно интенсивно. То, какие меры воспитания мы используем влияет на то, какие  мы получим  результаты. Гения, ученого, изобретателя, самодостаточную гармоничную личность или маньяка педофила с искалеченной психикой.

Вы уже читали статью о воспитании мальчиков? Нет? Тогда вот она.

Задача родителей-очень серьезно задуматься  о том, какие методы воспитания они используют и вообще нужны ли эти методы. Может быть достаточно просто любить?

стресс у ребенка

 Итак, для начала давайте поразмышляем, а что такое стресс для малыша?

В наше современное время стало очень модным с детства применять к детям различные эксперименты, такие как динамическая гимнастика, проныривание, моржевание, бесконечные массажи  и многие новые модные штуки. Некоторые родители убеждены, что для их детей это панацея от всех болезней и ребенок вырастет гением.

стресс для ребенкаНо это мнение тех, кто плохо себе представляет, что происходит с ребенком во время таких манипуляций с детским организмом.

Немного науки. Стресс и развитие ребенка.

На сегодняшний день учеными доказано, что развитие и поведение ребенка первых 3 лет жизни предопределено генетически. Что это значит? Ребенок уже как-бы знает, как с ним должны обращаться. Он ожидает определенного поведения от родителей. Развитие головного мозга особо интенсивно в первые три года жизни, а особенно в первый год. Ребенок разделяет поведение окружающих на «ожидаемое» и «парадоксальное». То есть, то которое он ожидает и не ожидает.

Так вот, стресс в жизни  ребенка -это любое несоответствие между ожидаемым поведением и не ожидаемым, генетически заложенной моделью и реальной ситуацией. Ну например, при  рождении, первое чего ожидает ребенок -это материнская грудь, он только родился и уже начинает искать ее ротиком и головой. Если он ее не получает, для него это стресс. Понятно, что он не может об этом сказать, но в его нервной и эндокринной системе происходит сбой и в крови появляются гормоны стресса в очень большом количестве.

Предельные уровни этих гормонов вмешиваются в процесс развития различных органов и систем и задерживают его. Еще раз повторю, что развитие головного мозга у человека происходит до 3 Лет. Это очень важно знать родителям. Ведь именно поэтому огромное количество методик  и психологических приемов используется именно в этом возрасте.  Те, кто ухаживают за детьми должны знать, что переживаемые до 3 лет стрессы приводят к отставанию и нарушениям в развитии ребенка. Стресс и развитие ребенка очень тесно переплетены.

Науменко Евгений Владимирович -доктор медицинских наук, профессор,генетик, долгое времстресс у ребенкая был председателем Новосибирского отделения Всесоюзного общества эндокринологов, автор более 300 работ,он со своим коллективом был среди первых исследователей  генетических аспектов нейроэндокринной регуляции и стрессорной реактивности. Его заслуги можно перечислять очень долго.  Так вот именно он доказал то, что « даже относительно слабые воздействия, не вызывающие видимых морфологических повреждений, могут привести к длительным, а иногда и постоянным нарушениям в развитии нервной и эндокринной систем».

Другие исследователи на основании клинических наблюдений  пришли к выводу, что миллионы людей являются умственно, эмоционально и физически отсталыми, инвалидами и даже преждевременно умирают из-за заболеваний, связанных с нарушением процесса развития до  3 лет. Самые главные причины этого являются стресс, психосоциальная депревация, гипоксия или асфиксия.

Дорогие читатели, на основании  вышеизложенного ,мы можем сделать вывод, что неправильное (парадоксальное) поведение родителей по отношению к детям первого года жизни является сильнейшим стрессом и приводит к нарушениям в развитии его головного мозга и психики.

К ненормальному поведению относятся обливание холодной водой, искусственное вскармливание, динамическая гимнастика, плавание , проныривание, моржевание , постоянные массажи без назначения врача, ну и о жестоком обращении с детьми я вообще молчу. Все вышеперечисленное стресс в жизни ребенка.

Итак,мы разобрались, что такое стресс для малыша. Дорогие родители, как же понять что можно и что нельзя, что подходит вашему ребенку, а что нет. Ведь малыш сам не может ничего сказать. Необходимо следить за реакцией ребенка. Только она вам в помощь. Любые манипуляции над детьми до года должны приносить положительные эмоции. Если ребенок улыбается -это хорошо , значит это можно делать. Если плачет, кричит, значит ему дискомфортно, страшно или больно. Надо прекратить свои действия.

Еще о причинах детского плача можно узнать в этой статье.

стресс у ребенка

Запомните!!! Любое ваше действие  по отношению к ребенку до года не должно быть насилием даже из благих побуждений. Малыш не может ни физически, ни морально пресечь ваши действия, а может только выразить протест криком, болезнью и даже смертью!!!

Теперь давайте разбираться к чему приводит стресс у ребенка!

Сейчас я перечислю различные манипуляции над детьми и  последствия, которые можно ожидать.

Динамическая гимнастика с многочисленными подбрасываниями, раскручиваниями, переворотами.

Последствия: Полное отсутствие страха перед высотой, стремление прыгнуть вниз с большой высоты. Среди таких деток высокий процент травм и смертельных исходов в результате выпрыгиваний с балконов . Кроме этого, утолщение связок и сухожилий суставов, ограничение подвижности, становится малоподвижным позвоночник, нарушается пространственная ориентация.

Моржевание и обливание холодной водой.

Последствия: срывы в работе эндокринной и сердечно сосудистой системах, изменяется отношение к боли,  появляется отсутствие чувства опасности. Полное безразличие к чувствам и действиям окружающих, формирование различных комплексов, садомазахистские наклонности.

Отсутствие грудного вскармливания, совместного сна с мамой, ограничение пребывания на руках до года.

Последствия: разрушение контакта с мамой, отсутствие чувства защищенности, уверенности в себе, затрудненная социальная адаптация, антисоциальное поведение. Неполноценное развитие иммунной системы потому что только в материнском молоке содержатся живые клетки и нейрогормоны, которые участвуют в формировании нервной системы ребенка. Ни  в одной смеси их нет!!!! Вся правда о смесях здесь.

стресс  и развитие ребенка

При отсутствии грудного вскармливания мы получаем человека, нервная система которого  формировалась по другим законам, нежели должна была формироваться у человека в норме.

        Проныривание!!! Пожалуй самый опасный и сильный стресс в жизни ребенка.

Последствия: Среди грудничков-ныряльщиков самый высокий процент внезапной детской смертности(смерть в результате внезапной остановки сердца), аспирационной пневмонии и желудочно-кишечных расстройств.

Почему? Ну во-первых,сильнейший стресс. Представьте себя на месте ребенка, вот живете вы в своем благополучном мирке и вдруг вас силой везут в какое-то незнакомое место и начинают топить.  Что вы будете чувствовать задыхаясь и захлебываясь. Вы же не будете знать, что так надо для чего-то!!! Вы будете думать, что вас убивают.  И ваш сформировавщийся мозг  не пострадает?  У вас не будет стресса? А что говорить о детях...

У ребенка есть физиологическая потребность в защите и сохраняется в течение всего периода развития головного мозга, т.е. в течение 3 лет. Он является абсолютно беззащитным существом, и вдруг его мать начинает топить, ставя на грань между жизнью и смертью.  Самое страшное для ребенка, что мать не может его защитить.стресс у ребенка 2

Кроме этого, у новорожденных носовые ходы узкие и короткие.  Благодаря этому, они дышат поверхностно и поэтому поддерживается высокое содержание углекислоты.  Так придумала природа, чтобы  адаптация в внеутробной  жизни была наиболее мягкая. И в норме у деток немного пониженное содержание кислорода в крови, а при проныривании уровень кислорода значительно понижается и возникает асфиксия.

Массаж

Насчет массажа, могу сказать, что в большинстве случаев он действительно полезен и необходим нашему организму. Но нужно помнить, что массаж-это лечебное средство и делать детям его нужно строго по показаниям врача -детского невролога. А не потому что соседка своему делает и вы хотите. У массажа тоже есть противопоказания и побочные действия.  К тому же массаж некомпетентным человеком может привести к повреждениям мышечной и нервной ткани и воспалительным процессам. Если вашему ребенку назначен массаж неврологом, конечно, делайте. Но только  к выбору специалиста нужно подойти очень серьезно.

И если массажист после курса настаивает на продолжении, отнеситесь к этому настороженно. Скорее всего он хочет от вас денег. Проконсультируйтесь лучше с врачом.

И самое главное, смотрите за реакцией ребенка. Если вы видите, что ребенку очень больно и он  кричит, сеанс надо прекратить, даже если массажист будет уверять вас, что это нормально, что все дети плачут.

Уважаемые родители, запомните главное противопоказание к проведению процедуры массажа -это непрекращающийся крик ребенка. 

Когда ребенок кричит, его мышцы не могут быть расслабленными. Если напряженную мышцу растягивать, неизбежно возникают микронадрывы мышечных волокон. Позже на этих местах появятся рубцы. Кроме этого, сильнейший стресс принесет такой вред, что польза ничтожно мала по сравнению с вредом. В подсознании этого ребенка будет записано, что любой может прийти и причинить мне вред, и мама не способна защитить.

В остеопатии есть такой секрет:  чем тоньше и нежнее воздействие,тем сильнее эффект.

Лишь нежное, точечное воздействие грамотного массажа может принести ребенку пользу.

И  самое большое заблуждение это то, что орущий ребенок во время массажа-это норма. Орущий ребенок никогда не норма!!!

Вот это норма:

массаж 1

Мы разобрались к чему приводит стресс у ребенка, теперь выбор за вами.

И в конце хочу сказать, что определить вообще что такое стресс очень сложно.  Как такового понятия не существует. Потому что для каждого человека стресс имеет различное значение.

 В переводе с английского:

STRESS-давление , нажим, напряжение.

DISTRESS- горе, несчастье, недомогание, истощение.

Факторы, вызывающие стресс у всех различны, но биологическая реакция на это явление у всех одинакова. Это страшные , непоправимые последствия для нашего организма.

Для кого-то разлука с любимым равносильна смерти, кто-то пропажу кошелька пережить не может, а кто-то и на войне спокоен. Каждый из нас индивидуален и реакция на события у всех разная.

 Что касается детей, берегите их пожалуйста, носите на ручках, целуйте, обнимайте, разговаривайте с ними. Жизнь так быстротечна, не ставьте эксперименты на своих детках, ведь так легко сломать их хрупкую психику и сделать из них несчастных людей.

В этой статье мы узнали, что такое стресс в жизни малыша, как стресс влияет на развитие детей, к чему приводит стресс у ребенка. Надеюсь, эта статья была вам полезна.

Кстати! Дорогие женщины! Если вы хотите зарабатывать в декретном отпуске деньги, да к тому же еще у вас есть какое-то хобби или вы хотите поделиться секретами воспитания своих детишек, предлагаю Вам вступить в ряды блоггеров! Вы можете зайти сюда, и  обучиться у профессионалов. Жизнь блогера необычайно интересна и разнообразна))) Приглашаю вас вступить в наши ряды)))

 

С уважением, Оксана Литвинова.

Не забудьте подписаться на обновления моего блога!!!

Оцените статью:
  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(0 голосов, в среднем: 1 из 5)
Подписывайся и будь в курсе новинок!

Коментарии: (6)

  1. Мой ребенок если плачет, значит что то не так. Сразу вспомнил про массаж. Я своему когда чешу спинку, он ложится, балдеет и даже не шевелится до тех пор, пока я не перестану. Нравится ему наверное)

    Ответить
    • Конечно, кому же не понравятся нежные прикосновения родительских рук))))

      Ответить
  2. А каким образом плавание вызывает стресс? Мой сын (3,5 месяца) с удовольствием плавает. Смеялся не сразу. Но и плакал скорее от непривычности обстановки. Ведь поначалу и обычное купание вызывает плач, разве нет? И протираете ушек, носика. И одевание шапочки или комбинезона. Даде подгузник может вызывать протест. Но ведь это не значит, что надо отказаться от купания и прогулок... Важно правильно сопровождать эти процессы, имхо. Разговаривать, рассказывать, зачем и что делает мама и т.п. А вы как считаете?

    Ответить
    • Здравствуйте,Ольга! Грудничковое плавание часто отрицательно сказывается на здоровье малыша. Почти как и проныривание имеет ряд серьезных последствий.Такие упражнения сильно увеличивают вероятность отитов, воспалений носоглотки, простуд и приступов астмы, негативно влияет на развитие вестибулярного аппарата, искажает способность ориентироваться в пространстве, может совсем устранить страх высоты, увеличивает склонность к головокружениям. Если была родовая травма, то происходит усугубление состояния шейного отдела позвоночника. Ни в коем случае нельзя нырять с повышенным внутричерепным давлением. Это далеко не все последствия грудничкового плавания. Кроме последствий, я вам скажу, что на сегодняшний день нет ни одного доказательства пользы этой процедуры, не проводилось НИ ОДНОГО многофакторного исследования этого вопроса. Тем более, груднички плавают рефлекторно, а не так как взрослые дети, а рефлекс, призванный угаснуть, не имеет смысла поддерживать искусственно, — он всё равно угаснет. Любой инструктор по раннему плаванию добавит, что навыки плавания у младенца теряются с угасанием рефлекса, и подросшего ребенка всё равно приходится учить заново. То, что ваш малыш сейчас радуется -это хорошо, но ведь у него , скорее всего, и выбора нет. Я так думаю, что он уже наплакался сначала. Я ответила на ваш вопрос . Спасибо за комментарий.

      Ответить
    • Протирание ушек и подгузники не являются стрессовой ситуацией для ребенка, потому что не являются насилием. Вы абсолютно правы, что эти процессы надо сопровождать правильными словами, улыбками и интонациями. Но сравнивать с проныриванием эти вещи нельзя, так как они просто несоизмеримы))) Как мы будем сопровождать процесс ныряния «Сейчас, мой малыш, я тебя немного потоплю, но ты не переживай, все будет хорошо» ))))?

      Ответить
  3. Динамическая гимнастика, проныривание и обливание — пусть сначала родители на себе испытают все эти действия, а потом уже решат, нужно ли это ребенку.

    Ответить
Оставить комментарий: